Детская агрессия

Детская агрессия

Агрессия (в наиболее общем определении) — это поведение, причиняющее ущерб. Агрессия подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (словесную: оскорбление, клевета, отказ от общения). Агрессия всегда сопровождается негативными эмоциями и намерением причинить зло.
Согласно некоторым теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы. По мнению психолога К. Лоренца, она берет начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у всех людей так же, как у животных. Агрессивная энергия со временем накапливается. И чем больше ее накопилось, тем менее значимый нужен толчок, чтобы она выплеснулась наружу. Лоренц полагал, что любое участие человека в действиях, не связанных с причинением ущерба, ослабляет агрессию или предотвращает ее накопление до опасного уровня.
Агрессивное поведение в детском возрасте — вполне обычное явление. Агрессия ребенка может быть направлена:

  • на окружающих людей вне семьи (на педагога, одноклассников);
  • на близких людей;
  • на животных;
  • на себя (выдергивание волос, касание ногтей, отказ от еды);
  • на внешние объекты (разрушение предметов, порча имущества);
  • на символические и фантазийные объекты (рисунки, собирание оружия, компьютерные игры агрессивного содержания).

Мотивы агрессивного поведения у детей

Агрессивное поведение детей чаще всего бессознательно. Его мотивы могут не осознаваться ребенком. Агрессия вызывается словами и поступками, которые унижают человеческое достоинство (оскорбление, провокация, обвинение, издевка, насмешка). В таких случаях агрессивное поведение выступает как проявление психологической защиты. Психологическая защита — специальная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревожности, связанного с осознанием конфликта. Главная задача психологической защиты — устранение психологического дискомфорта, а не реальное разрешение конфликтной ситуации. Поэтому некоторые психологи считают, что психологическая защита является не нормальным, а необычным способом разрешения ситуации, неприятной человеку. О действии психологической защиты можно говорить и тогда, когда человек вместо выявления причин проблемной ситуации начинает искать «виновного» и продумывает способы мести (становится агрессивен).
Характер агрессивного поведения человека во многом определяется возрастными особенностями. Переход от возраста к возрасту сопровождается естественными пиками агрессивности — возрастными кризисами. Они связаны с появлением новых потребностей, которые по различным причинам не удовлетворяются. Но если взрослые переживают возрастные кризисы каждые 7—10 лет, то у ребенка они наблюдаются значительно чаще.
Поведение ребенка во многом зависит от эмоционального климата в семье, и прежде всего от того, как складываются его отношения с матерью. 68 % годовалых детей, очень привязанных к матери, позже проявляют больше дружелюбия, лучше учатся, меньше конфликтуют со взрослыми, уверены в себе. Если же мать относится к воспитанию ребенка халатно, то дети страдают, у них бывают частые вспышки гнева, а впоследствии формируется стойкое агрессивное поведение (многие преступники не были привязаны к матери в раннем возрасте).
Агрессивные дети также вырастают в семьях, где предпочитают физическое наказание терпеливому объяснению. Но наказание эффективно лишь тогда, когда оно адекватно поступку, последовательно и сопровождается терпеливым объяснением правил поведения. В качестве наказания можно использовать лишение поощрений, временную изоляцию от сверстников, а не физическое воздействие и демонстрацию враждебного отношения.
В целом детская агрессия является обратной стороной беззащитности. Незащищенность порождает страх. Стараясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению.
Формы проявления агрессии у детей разного возраста
Исследования показывают, что даже младенцы проявляют гнев, если их потребности недостаточно учитываются. Маленькие дети склонны проявлять жестокость по отношению к новорожденному брату или сестре, желая сохранить материнскую любовь. Пик их неуступчивости приходится на 2 года, а агрессивности — на 3 года.
Адаптация к коллективу в детском саду сопровождается драками, царапаньем, плевками, т. е. открытым, активным проявлением агрессии. Но бывает и пассивное проявление агрессии — упрямство, отказ от еды и игр, касание ногтей.
Уровень агрессивности детей снижается в дошкольном возрасте. Но если она проявляется, то обычно в виде порчи игрушек, швыряния предметов, грубого обращения с животными, плача, крика, неуступчивости и упрямства.
У младших школьников агрессия чаще всего выражается в словесной форме (насмешки, ругательства) по отношению к более слабым. Не редки и драки. Негативная реакция учителя может только усилить такое поведение, но все же его авторитет побуждает ребенка сдерживать себя.
Если у ребенка закрепились агрессивные привычки до 13 лет, то после скорректировать их очень сложно.
У подростков агрессивное поведение часто означает «быть взрослым и сильным». Зависимость от мнения сверстников — особенность подростков. В этом возрасте наблюдается самый большой процент детей с отклоняющимся поведением. Наиболее высок уровень агрессивности у подростков, которые в классе являются либо лидерами, либо, наоборот, отверженными. В процессе социализации подростка агрессивное поведение выполняет ряд важных функций:

  • освобождает от страха;
  • помогает отстаивать свои интересы;
  • защищает от внешней угрозы;
  • способствует адаптации в мире взрослых.

Отрочество — острый кризис взросления. Проходить он будет быстрее и легче, если взрослые готовы формировать с подростками равноправные, партнерские отношения, основанные на сотрудничестве.
Таким образом, динамика агрессии соответствует возрастным кризисам в 3—4 года, 6—7 лет и 14—15 лет


Как вести себя с агрессивным ребенком

Специалистами (психологами, педагогами) разработаны рекомендации для взрослых по работе над агрессивным поведением детей. Они позволяют в конфликтной ситуации обеспечить ее позитивное разрешение и установить партнерские отношения с детьми и подростками.
Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию
Когда агрессия детей не опасна и объяснима, реагируйте на поведение ребенка следующим образом:
просто «не замечайте» реакцию ребенка (подростка);
выражайте понимание чувств ребенка: Я понимаю, что тебе обидно;
переключайте внимание ребенка, например предложите выполнить какое- либо задание (поиграть);
позитивно обозначьте его поведение: «Ты злишься, потому что устал»
Поскольку агрессия накапливается у всех людей, то взрослый, видя и понимая ситуацию, может просто внимательно выслушать ребенка (подростка) и постараться переключить его на что-то другое. Внимание взрослого для ребенка просто необходимо. Часто именно недостаток такого внимания и ведет к агрессивному поведению. Помните, что игнорирование агрессии — мощный способ изменения нежелательного поведения.
Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка
В момент агрессии опишите поведение ребенка словами, например,
«Ты ведешь себя агрессивно» (констатация факта);
«Ты злишься?» (констатирующий вопрос);
«Ты хочешь меня обидеть?», «Ты демонстрируешь мне силу?» (раскрытие мотивов агрессора);
«Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит» (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);
«Ты нарушаешь правила поведения» (апелляция к правилам).
Описывая поведение ребенка, проявляйте спокойствие, доброжелательность и твердость. Акцент делайте только на поступке, чтобы ребенок (подросток) не /слышал в вашей интонации, что вы против него. Ни в коем случае не вспоминайте аналогичное его поведение в прошлом. Когда ребенок успокоится, подробно обсудите с ним ситуацию и объясните, почему его поступок неприемлем. Делайте акцент на том, что агрессия больше вредит ему самому, чем окружающим. Подумайте вместе с ним (без свидетелей), какое поведение в данном случае было бы более приемлемым.
Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции
Демонстрируя агрессию, ребенок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребенком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый должен уметь сдерживаться. Контролируйте не повышать голос, не кричать, не устрашать;
не демонстрировать свою власть фразами типа: «Будет так, как я скажу»;
не принимать агрессивные позы и не использовать агрессивные жесты (сжатые челюсти, кулаки);
не смеяться над ребенком, не передразнивать его;
не оценивать личность ребенка или его друзей;
не использовать физическую силу, не угрожать;
не читать нотаций;
не оправдываться, не пытаться защитить себя или подкупить ребенка.
Зачастую агрессивное поведение
детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Если взрослые попадаются на эту удочку — они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнерские отношения. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.
Правило 4. Сохраняйте положительную репутацию ребенка
Ребенку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное осуждение может его больно ранить и, как правило, приведет только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить репутацию ребенка, используйте следующие приемы:
публично минимизируйте вину ребенка: «Ты, возможно, неважно себя чувствуешь», «Ты, конечно, не хотел его обидеть»;
позвольте ребенку выполнить ваше требование частично, по-своему;
предложите ребенку договор со взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении, вы можете спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволите ребенку подчиниться «по-своему», инцидент будет исчерпан скорее.
Правило 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение
В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что чем младше ребенок, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребенка (подростка). Поэтому здесь возможно использование следующих приемов:
выдерживайте паузу (выслушивайте ребенка молча);
используйте тайм-аут (предоставьте ребенку возможность успокоиться в одиночестве);
внушайте спокойствие жестами, мимикой;
шутите («Ты сейчас выглядишь круче Шварценеггера»).
Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения. Главное условие — искренность взрослого и соответствие тона его голоса, жестов, мимики, высказанной им мысли.
Игры и упражнения для детей, склонных к агрессивному поведению
Игра — лучший способ веселого и занимательного времяпрепровождения, а также лучший способ снять эмоциональное напряжение, тревогу, страх. Игры освобождают ребенка от накопившейся негативной энергии. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе, развивается позитивная самооценка, укрепляется эмоциональная сфера ребенка.
Лучше и быстрее всего снимают агрессию подвижные игры, но часто у родителей после напряженного рабочего дня нет сил бегать с ребенком по квартире или пойти с ним на улицу. Приведенные ниже игры минимизируют деятельность взрослого, не требуют много места и особого оборудования. Предложите ребенку поиграть, если вы видите, что для него «все не то и все не так», если он зол или скучает. Ну и, конечно, не отказывайтесь, когда он сам просит вас поиграть с ним.
Играя, соблюдайте следующие правила:
Всякий раз обязательно хвалите ребенка: «Хорошо!», «Молодец!», «Умница!», «Как у тебя здорово получается!», «Смотри, как нам интересно!»
2. Атмосфера в процессе игры должна быть обязательно положительной. Наслаждайтесь игрой. Она снимет напряжение
раздражение, усталость не только у ребенка, но и у взрослого.
3. Помните: даже самые неожиданные и странные ответы ребенка — хороши! В игре нет «правильного» или «неправильного». Хорошо то, что оригинально и нестандартно.
Игра «Да и нет»
Самое замечательное в этой игре, что в ней задействован только голос. Вы с ребенком должны вести бой словами, который будет состоять только из «да» и «нет». Решите, кто начнет и скажет слово «да», а другой будет говорить «нет». Начинать нужно очень тихо, вполголоса, и далее увеличивать громкость до тех пор, пока кто-нибудь из вас не решит, что громче уже некуда. Тогда он позвонит в колокольчик. Звон колокольчика — сигнал к тому, что нужно замолчать и почувствовать, как приятно побыть в тишине.
Если захотелось поиграть еще, можно продолжить, поменявшись ролями.
Игра «Кляксы»
Предложите ребенку взять на кисточку немного краски любого цвета и плеснуть кляксу на лист. Сложите лист вдвое так, чтобы клякса отпечаталась на второй половине листа. Разверните лист и постарайтесь понять, на кого или на что похожа получившаяся двухсторонняя клякса.
Агрессивные или подавленные дети выбирают темные цвета и видят в своих кляксах агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т. п.). Через обсуждение «страшного» рисунка агрессия ребенка выходит, он освобождается от отрицательной энергии.
Родители должны брать для своей кляксы обязательно светлые краски и придумывать приятные, спокойные ассоциации (бабочки, сказочные цветы, деревья и т. п.).
Игра «Повтори за мной»
Вы выстукиваете карандашом по столу ритм какой-нибудь песни. Затем просите ребенка повторить этот ритм. Если ритм повторен правильно, вы с ребенком простучите его вместе. Можно усложнить задание, попросив определить, какая это песня. Затем ребенок задает свой ритм, а вы его повторяете.
Игра «Определи игрушку»
Предложите ребенку разложить перед вами 5—6 разных игрушек и придумать загадку про какую-нибудь из них. Вы пытаетесь угадать, какая это игрушка. Если угадаете, ребенок ее убирает. И т. д. Придумывать загадки можно по очереди. Особенно любят придумывать загадки дети 6—7 лет.
Игра «Рубка дров»
Предложите ребенку взять в руки воображаемый топор. Покажите, как топором рубят дрова. Попросите ребенка показать, полено какой толщины ему бы хотелось разрубить. Скажите, что нужно поставить полено на пень, поднять топор высоко над головой и опустить его, громко вскрикнув: «Ха!» Затем предложите ребенку самостоятельно 2—3 минуты рубить воображаемые дрова. В конце он должен сказать, сколько поленьев перерубил. Можете рубить дрова вдвоем, втроем, всей семьей. Каждый должен сказать, сколько дров он нарубил.
Игра «Тух-тиби-дух»
Вы говорите: «Вижу, у тебя плохое настроение. Я знаю одно волшебное заклинание против дурного настроения. Нужно сделать вот что. Ходи по комнате и сердито-пресердитое произноси: "Тух-тиби-дух!" Потом подойди ко мне и тоже сердито-пресердито произнеси это заклинание, затем — к маме (папе). Но есть один запрет: нельзя смеяться. Повторять заклинание нужно до тех пор, пока оно не подействует и настроение не улучшится».
Игра «Разрывание бумаги»
Предложите ребенку рвать бумагу на кусочки разного размера и бросать их в центр комнаты. Вы можете рвать бумагу вместе с ним. Когда куча в центре комнаты станет большой, пусть ребенок поиграет
с ней, подбрасывая кусочки, разбрасывая их или прыгая по ним.
Упражнение «Три слова»
Предложите составить как можно больше предложений, включающих следующие слова (в каждом предложении обязательно должны быть все три заданных слова):
озеро, медведь, карандаш;
улица, книга, фартук;
мяч, небо, цветок;
очки, сумка, велосипед.

Рекомендации родителям агрессивного ребенка

Наказывайте ребенка только в крайних случаях: наказание может вызвать либо гнев ребенка, либо его постоянное подавление; если гнев ребенка будет постоянно подавляться, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения;
Учитесь сами владеть собой и показывайте ребенку варианты приемлемого выражения гнева;
Чаще разговаривайте с ребенком об особенностях его собственных агрессивных состояний;
Учите агрессивного ребенка говорить словами о том. что ему нравится и не нравится;
Стимулируйте положительные эмоции ребенка с целью переключения с агрессивной реакции на иное состояние;
Избегайте негативной оценки ребенка (вариантов «злой», «забияка», «драчун»);
Говорите о своих чувствах после агрессивной реакции ребенка, давая информацию в форме «Я-сообщений»;
Предоставляйте ребенку возможность нести ответственность за свои агрессивные реакции;
Создавайте игровые ситуации, когда ребенок может отреагировать негативные чувства, играйте вместе с ним;
Игнорирование агрессивных реакций, а также часты наказания закрепляют у ребенка варианты агрессивного поведения;
Давайте ребенку чувство уверенности в вашей безусловной любви и принятии.

Рекомендации воспитателям:
Включайте ребенка с агрессивным поведением в продуктивную деятельность чаще, чем других детей;
Не оставляйте агрессивные реакции ребенка без внимания: давайте понять ребенку, что вы небезразлично относитесь к ним. Говорите о своем отношении к поведению ребенка;
Говоря о поведении ребенка, отмечайте конкретный поступок, не оценивайте негативно личность ребенка в целом;
Избегайте отрицательных оценок («плохой», «агрессивный», «злой» и т.п.);
Дайте возможность ребенку чаще проявлять заботу о других детях, о младших;
После проявления ребенком агрессивной реакции выразите свое отношение к нему и переключите ребенка на другую деятельность;
Не жалуйтесь на ребенка родителям;
Не ругайте ребенка в присутствии других детей;
Отмечайте позитивное поведение ребенка в течение дня, его успех на занятиях, в играх;
В игровой деятельности помогайте ребенку создавать сюжеты и брать на себя роли. в которых ребенок может отреагировать свои эмоции, взять на себя роль сильного и доброго персонажа, который защищает других детей;
Количество замечаний ребенку сведите к минимуму.