Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе

       Поступление ребенка в школу — это, с одной стороны, ра­достный, долгожданный момент, а с другой — напряженный, бес­покойный период как для родителей, так и для детей. Все роди­тели хотят видеть своих детей отличниками, преуспевающими во всех своих начинаниях, поэтому уже заранее начинают учить детей читать, писать, считать, забывая при этом, что и чтение, и письмо основываются на развитии познавательных процессов: памяти, вни­мания, мышления, воображения, восприятия. И если хоть один из вышеперечисленных процессов у ребенка не сформирован, то обуче­ние в школе создаст определенные трудности как для ребенка, так и для окружающих его взрослых. Рассмотрим, как познавательные процессы влияют на успешность обучения ребенка в школе.

   Восприятие. Первое, с чем столкнется ваш ребенок на уроке, это необходимость ориентироваться в новом для него пространстве. Вот перед ним лежит открытая тетрадь. Сумеет ли он по требова­нию учителя быстро отступить столько-то клеток вправо, столько- то вниз, начать с красной строки? Как вы думаете, легко ли ребен­ку будет продолжить урок, если его начало уже омрачено. Именно поэтому уже в возрасте 5—6 лет важно обучить ребенка ориенти­роваться в пространстве, выучить, где находится право, лево, верх, низ листа. Закрепить полученные знания можно, написав совмест­но с ребенком графический диктант.

   Внимание. Если процессы внимания не сформированы, то ре­бенку будет тяжело сконцентрировать свое внимание на учебном материале, он будет часто отвлекаться и пропускать учебный мате­риал на уроке. Внимание можно формировать и развивать с помо­щью простых заданий. Например:

  Попросите ребенка украсить рамкой лист бумаги. Рамка долж­на состоять из определенных фигур, к примеру: из крестиков, ква­дратиков и кружков, которые надо расположить в определенной по­следовательности, не нарушая ее.

    Пусть ребенок сравнивает парные картинки и находит в них различия и т. д. Найти десять отличий и т. д.

    Память. Выделяют два вида памяти: кратковременную (она по­верхностна и непрочна) и долговременную, которая подкрепляется поисками значения запоминаемого. Тренировать память ребенка можно, предложив ему следующие упражнения:

    «Посмотри и запомни». Ребенку предлагается в те­чение 10 секунд посмотреть на картинку, а затем нарисо­вать то, что он запомнил.                     

      Разучивание с ребенком стихов, скороговорок.

    «Послушай и опиши». Это упражнение используется для тре­нировки как зрительной памяти («смотрим»), так и слуховой («слы­шим»). Вы можете сказать: «Сейчас я буду читать слова, а ты, услы­шав каждое слово, представляй себе, как выглядит то, что я называю, его вкус, запах, звуки, которые оно может издавать и т. п. Например: зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом.

   Мышление. Процесс мышления позволяет выделять существен­ные признаки предметов и явлений, закономерные связи и слож­ные отношения между ними, их сущность. Простые игры, такие как «Четвертый лишний», «Назови одним словом» и другие, помогут обучить ребенка умению анализировать и синтезировать, выделять главное и второстепенное в практической жизни.

     Развитие мелкой моторики рук — один из важных показате­лей готовности ребенка к обучению в школе. Слабая мелкая мотори­ка руки может привести к тому, что на уроках письма ребенок будет уставать и почерк от строчки к строчке будет становиться хуже. При этом он будет неумолимо отставать от своих сверстников. Поэтому так важно уделять внимание развитию мелкой моторики рук.

    Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учи­тываться следующие правила:

     Обучение требует систематичности: 10—15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.

      Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», т. е. нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете. Каждый новый элемент должен добавляться постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия словами: «Следующий раз у тебя обя­зательно получится лучше».

    Ведущим видом деятельности у ребенка в этом возрасте явля­ется игра, поэтому старайтесь проводить занятия в игровой форме («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Слова-города» и др.).

       Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если ребенку не хочет­ся играть в какую-то игру или он плохо себя чувствует, то лучше от­ложить занятие. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для вас, так как в этом случае создается положительная, атмосфера для развития и усвоения знаний и умений.

 Источник: сайт БГПУ им. М. Танка