Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста

Признаки  нарушений речевого развития

детей раннего возраста

Уважаемые родители!

Раннее детство — это особенный период в жизни ребен­ка, когда происходит его стремительное психическое и фи­зическое развитие — основа и потенциал дальнейшего фор­мирования и становления ребенка как личности.

Эти процессы тесно связаны с развитием речи.

  • 1,5 года – 10 слов;
  • 1 год 8 месяцев – 50 слов;
  • 2 года – более 200 слов;
  • 3 года – 900-1000 слов.

Формирование речи на протяжении первых трех лет жиз­ни ребенка — не простое количественное накопление словаря, это сложнейший нервно-психический процесс, который про­исходит в результате взаимодействия ребенка с окружаю­щей средой и в ситуации общения со взрослым.

В этот возрастной период он учится строить пер­вые предложения, первые обобщения, у него появляются первые вопросы, он начинает активно использовать рече­вые средства для общения со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, раннее детство имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка, и поэтому непра­вильное воспитание на данном возрастном этапе может при­вести к задержке речевого развития (ЗРР), что осложнит его дальнейшее развитие в целом.

Причины нарушения речевого развития

þ Недостаточность речевого общения с ребёнком.

Известно, что дети, воспитывающие в среде с ограниченным или дефектным речевым окружением (глухонемые родители или родители с дефектом речи и др.) отстают в речевом развитии. Сама по себе эта причина не является определяющей для развития нарушения речи, но этот факт очень важен.

þ Неблагоприятные внешние условия в семье:

Ø отсутствие эмоционально-положительного окружения, нервно-психическое нездоровье семьи;

Ø индивидуальные особенности матери (мнительность, тревожность, эмоциональная холодность); неприятие малыша со стороны матери или отца;

Ø неполная семья;

Ø воспитание ребёнка в двух домах, когда ребёнок живёт с разведенными родителями в их семьях;

Ø резкая смена стратегий воспитания (у одного родителя – отсутствие запретов и наказаний, а у другого – наказание несоизмеримое с совершённым поступком);

Ø сверхшумное окружение;

Ø психические травмы: испуг, переживания в связи с разлукой с родителями; долгая психотравмирующая обстановка в семье, связанная с постоянными конфликтами между родителями.

Невротический ребёнок всегда происходит из невротической семьи. Огромное количество речевых расстройств можно предотвратить, если взрослые будут контролировать своё поведение и стараться создать спокойную и доброжелательную обстановку дома!

Около 80% заикания имеет невротическое происхождение

 

ЧТО УКАЗЫВАЕТ НА РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ?

Возраст ребенка

Что не удается делать ребенку?

К концу  1 месяца

Криком не выражает своё неудовольствие при желании кушать или другом дискомфорте.

В 3-4 месяца

Не улыбается, когда с ним разговаривают.

В 4-5 месяцев

           

Не произносит отдельных звуков или слогов, не стремится отыскать взглядом те предметы, на которые указывают взрослые («Где киса?»).

В 6-7 месяцев

Не стремится обратить на себя внимание, издавая определенные звуки.

В 8-9 месяцев

Не появились слова, которые состоят из одинаковых слогов («ма-ма», «па-па», «дай-дай» и т.п.).

В 10-11 месяцев

Не произносит осмысленно ни одного слова, не прислушивается, когда звучит музыка, не выполняет простых требований («Дай мишку!» и т.д.).

В 12 месяцев

Не употребляет осмысленно слова «мама»,  «папа», «тётя» и др.

В 15-16 месяцев

Не произносит осмысленных слов, не показывает части тела, которые называют взрослые.

В  19-20 месяцев

Не понимает значения слов «большой — маленький».

К трём годам

Не использует простые фразы, не называет своё имя, пол, возраст, не выполняет задания типа «Положи кубик под чашку», «Положи кубик в коробку» (значение простых предлогов).

Если у ребёнка наблюдаются данные проблемы, вероятнее всего у него возможны нарушения речевого развития. 

Для того чтобы узнать причину их появления и установить точный диагноз, необходимо проконсультироваться у таких специалистов:

  • отоларинголог  (проверит слух ребенка);
  • невропатолог (определить, есть ли у малыша органическое поражение ЦНС, в т.ч. речевых центров коры головного мозга);
  • детский психолог, дефектолог или психиатр (для определения состояния невербального интеллекта);
  • учитель-логопед (для окончательного диагностирования речевых нарушений).