Профилактика и коррекция дисграфии

Нужна помощь!

 

  1. Отсутствуют пропуски между словами и предложениями;
  2. Не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса;
  3. Зеркальное письмо;
  4. Повторение одной и той же буквы;
  5. Замена букв: Б-Д, Ж-Х и т.п.;
  6. Ошибки в ударных слогах;
  7. Пропуски букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов;
  8. Забывание начертания редко встречающихся букв или прописных букв;
  9. Нечитаемый почерк, резкое колебание почерка.

 

Игры на профилактику и коррекцию дисграфии

 

Игра «Магазин» (проблема пропуска букв в словах).  Группам раздаются карточки с картинками АРБУЗ и ГРУША. Группе нужно прорекламировать свой предмет, подбирая определение к каждой букве слова.

Игра «Корзина» (проблема пропуска букв в словах). 

Группам раздаются корзинки и листочки, в которые они за 3 минуты должны «собрать» слова, заканчивающиеся на –ОК и –ИНА.

Игра «Словесный мяч» (проблема пропуска букв в словах).  Группы по очереди называют слова, начинающиеся на последнюю букву слова соперника.

 

Игра «Словесные цепочки» (проблема пропуска букв в словах).  Группы по очереди называют слова, составляя цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, используются только существительные именительного падежа единственного числа, например: арбуз – бузина – народ и т.д.

 

Упражнение «Составление словосочетаний с теми словами, написание которых формируется» (способ запоминания словарных слов). Составьте словосочетание, чтобы слова в них начинались на одинаковую букву. Слова записываются на доске

Шофёр – шустрый

Салют – сияет

Жонглёр – Жора

Футбол – французкий

Затем первый столбик стирают и по памяти вновь записывают.рта. Делается в медленном темпе под счет.

Игра «Арабское письмо»

Взрослый диктует слова, которые ребёнок записывает, начиная с правой стороны строчки и наоборот.

  Игра «Древнерусское письмо»

Взрослый диктует слова, которые ребёнок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. Сразу же предлагается записать это предложение только гласными, ставя точки на месте согласных. Делаем выводы, какое предложение читается легче, улавливаем роль согласных в русском письме.

Игра «Бухгалтер»

Педагог называет слова с одинаковым количеством букв. Ребёнок должен назвать определённую по счёту букву во всех словах.

Упражнение «Таблица»

Ребенок смотрит на таблицу и быстро подсчитывает, сколько раз встречается в таблице каждое из чисел от О до 9. Если он сбился при выполнении задания, то начинает сначала.

Алгоритм запоминания словарных слов

  • Объяснить значение слова.
  • Орфографическое чтение вслух.
  • Одновременно писать и произносить словарное слово.
  • Запись по памяти.
  • Проверка по образцу.

«Запоминание слова по сетке»

Написать слово крупными печатными буквами. Подчеркнуть каждую букву.

В  О К З А Л

=   = = = =  =

Через некоторое время стереть буквы. Задача ребёнка назвать буквы из слова.

Советы

 

  • Не торопите неуспешного ребёнка.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность
  • Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике красными ручками с толстым нажимом.
  • Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах
  • Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу
  • Попробуйте оценить ребёнка не только сточки зрения успеваемости
  • Сравнивайте ребёнка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе

 

 

Виды дисграфии

 

Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для коррекции этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.

Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).

Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).

Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)

Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов ("хороший кошка", "красивый солнце" и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также когда ребенок обучается на неродном языке.